Понятие эмоций, представление об эмоциях

Страница 2

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не, всегда совпадают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они полезны, необходимы и следовательно, положительны, так как содействуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобщественные явления, на врагов нашего народа и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть своими эмоциями, не расслабляться, под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение. [19;С.165]

Представления об эмоциях как структура знаний об эмоциональных явлениях

Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.) [18;С.273]

Д.Рассел, исследуя представления об обобщенном эмоциональном явлении (понимание человеком эмоций), вводит понятие скрипт, которое является моделью изучаемого явления. Эмоциональный скрипт представляет собой структуру знаний, «схему знаний» об эмоциональном явлении. В нее могут входить знания, касающиеся причин эмоций, физиологических изменений, внешних действий, мотивов, вокальной и лицевой экспрессии. С точки зрения Д. Рассела, эмоциональный скрипт является представлением об эмоции в разной степени обобщенности.

Автор в своем исследовании критикует как биологическую точку зрения о существовании врожденных эмоциональных категорий, так и культуральную, где дети не обладают врожденной концептуальной схемой эмоций и начинают с «tabи1a rasa». В итоге д. Рассел предлагает «позицию в середине»: дети начинают интерпретировать эмоции, обладая определенным числом «предписаний». Например, восприятие ребенком содержания эмоций в двух измерениях - «гедонический шок» и «активация». Эти два параметра служат основой для различения и категоризации эмоциональных явлений у очень маленьких детей. Маленький ребенок, по мнению Д. Рассела, сталкиваясь с эмоцией страха, воспринимает ее как неприятную и возбуждающую, не дифференцируя ее от отвращения или гнева. Только с возрастом человек начинает оперировать такими эмоциональными категориями, как страх, гнев, любовь, т. е. обучается эмоциональным скриптам.

Далее Д. Рассел предлагает схему, описывающую последовательность движения ребенка от начальной интерпретации эмоций взрослой.

На первом уровне

(от рождения до 2-4 мес.) дети могут различать определенные жесты и изменения в лице и голосе другого, отвечая на них дифференцированно.

На втором уровне

(4 - 8 мес.) появляется способность дифференцировать разные классы эмоциональных выражений, отличать их друг от друга.

На третьем уровне

дети начинают приписывать значения классам эмоциональных экспрессий.

На четвертом уровне

ребенок начинает связывать пары значимых элементов (тип лицевой экспрессии с определенным типом вокальных изменений).

На пятом уровне

дети приходят к связыванию воедино эмоциональных последовательностей, состоящих из поведения, выражений, ситуаций и слов .

На шестом уровне

из освоенных последовательностей дети формируют более обобщенные скрипты. [14;С.102]

Эмоциональные представления как фактор психического развития

Еще И. Гербарт в ХVII в. признавал представления фундаментальным психологическим фактом, первичными элементами индивидуальной души, находящимися в непрерывном взаимодействии. Он констатировал тесную связь чувств и представлений, но отмечал, что характер этой связи внешний, т.е. эмоции осуществляют связь между представлениями. По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удерживаться в жизненном пространстве сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться. Исходя из этого, эмоция - психологическое нарушение, вызываемое рассогласованием, конфликтом между представлениями.

Таким образом, в теории И.Гербарта представления и эмоции не сливаются в одно образование, даже характер существования у них различен:

представление - первичный элемент (базисный);

эмоции - вторичный элемент (связующий).

Объединение этих двух компонентов психики и является основой для создания комплексного феномена «эмоциональное представление», оказывающего влияние на психику. То есть измене, е структуры представления способствует расширению функционального значения представления как такового.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий. Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...

Мышление
В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обус ...

Историческое преобразование определений предмета психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: 1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. 2. В психологии как бы ...