Понятие кризисных ситуаций и их виды

Страница 3

2) завершение - понимание, что кризисная ситуация указывает на то, что привычная и устоявшаяся жизненная обстановка исчерпала себя, происходит окончание одного из жизненных этапов, и не следует зацикливаться на достигнутом, а необходимо подвести итоги, что-то довести или доделать до конца, прежде чем перейти к началу нового этапа.

По мнению авторов, оба варианта имеют одно направление - поиск новых возможностей, но причины, побуждающие к действию различны.

II. Человек через размышление рассматривает создавшуюся кризисную ситуацию, где преобладает желание сохранить имеющееся жизненные обстоятельства, и тогда наблюдается:

1) сохранение - человек делает для себя какие-то выводы, которые помогают ему принять данную жизненную ситуацию и найти приемлемые варианты выхода из кризиса для поддержания и дальнейшего развития имеющегося.

2) удержание - страх потери и перемен заставляет человека любой ценой сохранить те жизненные условия, к которым он привык.

В этом направлении, указывают авторы, человека побуждают к действию различные мотивации, ими он руководствуется и применяет противоположные методы для достижения своей цели.

III. Человек подстраивается под сложившиеся обстоятельства, в этом случае наблюдается:

1) изменение - человек, принимает сложившуюся обстановку, чтобы оценить кризисную ситуацию и найти оптимальное решение для выхода из неё, он действует как стратег, который выжидает и планирует, чтобы использовать обстоятельства.

2) приспособление - человек плывёт по течению, полагаясь на принятые решения и действия других людей, преобладает нежелание принимать ответственность за последствия или неуверенность в собственных силах.

В этих случаях кризисная ситуация рано или поздно приведёт человека к каким-либо жизненным условиям, которые он будет вынужден принять, тут главное почувствовать момент когда временное ожидание переходит в стадию постоянного бездействия.

Авторы указывают, что каждый из вариантов не лучше и не хуже другого, любой из них имеет право на существование. Как правило, человек использует в своей жизни всевозможные сочетания данных направлений, так как жизнь многообразна и ни одна из ситуаций не может в точности повторять другую.

Таким образом, анализ литературных данных и результатов собственных исследований позволил сделать следующие выводы: кризисы являются особыми моментами в жизнедеятельности человека; в качестве основных видов кризисов выделены экономический, социальный, возрастные, профессиональный, семейный, кризис лишения, экзистенциальный. Даны характеристики видов кризисов, их периодизация, возможные пути преодоления. Кризисы рассматриваются как прогресс (способствование личностному развитию и переходу на следующий этап своего развития) и регресс (жизненный тупик, личностная деградация). В большинстве случаев кризисы определяются как стресс-факторы в жизнедеятельности человека. Кризис создает кризисную ситуацию, которая характеризуется эмоциональным и интеллектуальным стрессом, требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по теме:

Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те ...

Анализ управления социально-психологическим климатом в организации
Анализ социально-психологического климата коллектива Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы позволил изучить психологическую атмосферу коллектива, факторы, влияющие на слаженность работы медиков. Результат ...

Особенности восприятия рекламы детьми и подростками
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого человека, совершенно ясно из первой части данной работы, поскольку мотивы и мотивация в разном возрасте различны. И кажется, никто уже не сомневается в том, что современ ...