Уровни методологического анализа

Материалы » Методологические принципы психологии » Уровни методологического анализа

Страница 1

1-Частная (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки).

2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).

3-Философская методология. (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности).

Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы.

Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д.

Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования.

Методики исследования:

1-Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

2-Методы исследования.

3-Способы получения фактов, отвечающих методологическим принципам.

4-Стратегии исследования.

5-Общий путь построения исследования.

6-Требования к построению исследования.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1-Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы — это методы сбора первичной информации включают:

• обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

• различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

• психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

• праксиметрические методы — это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

• моделирование:

• биографический метод.

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

• генетический метод — предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость. Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?» Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто ...

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
сирота К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособным ...

Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассматривании уголовного дела
Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным законом последовательности, которая создает соответс ...