Психология младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Проблема адаптации ребенка к школе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Диагностика сформированности учебной деятельности. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П. Я. Гальперин). Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:
1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности ;
2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
Когнитивное развитие(от 11—12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.
Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12—13 до 18—19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13—14 до 20—21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности , лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного "Я" включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов;
Материалы по теме:
Динамика Я-концепции
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании Я-концепции происходит разв ...
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...
Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры.
Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с ...
Главные разделы