Гениальность – это форма помешательства

Материалы » Гениальность и помешательство » Гениальность – это форма помешательства

Страница 1

Люди часто «отгораживаются» от этого мира больных людей; они отводят свой взгляд, стараясь не замечать «убогого». Сумасшедшие – как пятна на солнце, только мешают… А зачастую изгои внутри божественно талантливы, за их оболочкой сумасшедшего человека скрывается гений. Не даром существует аксиома: где-то убавилось, - что-то прибавилось. Я думаю, именно поэтому так часто больные люди становятся жертвой гениальности. Опять-таки, сумасшествие – есть лишь инакомыслие, инакоповедение, если угодно, отступление от норм. Быть безумным – быть не таким, как все; быть не таким, какими являются подавляющее большинство жителей планеты Земля.

Обратимся к истории: Демокрит даже прямо говорил, что не считает истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме.

Древние люди относились к безумцам с большим уважением и почтением. Они считали сумасшедших вдохновленными свыше.*

*Чезаре Ломброзо, написавший книгу «Гениальность и помешательство, нашел причины поклонения безумцам в некоторых странах (например, в странах Африки и Латинской Америки):

1) Располагая лишь небольшим числом привычных ощущений, простой народ с изумлением относится ко всякому новому явлению и готов поклоняться всему необыкновенному; обожание является у него, можно сказать, необходимым рефлексом, вследствие каждого слишком сильного нового впечатления.

2) Некоторые из помешанных обладают необыкновенной физической силой, а народ уважает силу.

3) Нередко они обнаруживают поразительную нечувствительность к холоду, голоду и ко всевозможным физическим страданиям.

4) Некоторые из них, одержимые религиозным или горделивым помешательством, сами выдают себя за вдохновенных богами, за властелинов, повелителей народа и этим заранее располагают его в свою пользу.

5) Но самая главная причина заключается в том, что многие из помешанных нередко обнаруживали ум и волю, значительно превосходившие общий уровень развития этих качеств у массы остальных сограждан, поглощенных заботами об удовлетворении своих материальных потребностей. Далее известно, что под влиянием страсти сила и напряжение ума заметно возрастают. Глубокая вера этих людей в действительность своих галлюцинаций, мощное красноречие, с каким они высказывали свои убеждения, контраст между их жалким безвестным прошлым и величием их настоящего положения естественно придавали подобным сумасшедшим громадное значение в глазах толпы и возвышали их над общим уровнем здравомыслящих, но дюжинных, обыкновенных людей.

Из более близких к нам писателей - Паскаль постоянно говорил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием, и впоследствии доказал это на собственном примере.

Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и Помешательство», написанной в 1856 году, довольно основательно проводит исследования по этой теме. Также, исследования проведены Юргеном Мейером* (Jurgen Meyer) в его прекрасной монографии "Гений и талант".

*Юрген Мейер – немецкий писатель родился в 1829г.; был профессором философии в Бонне. Известен нам, как философ, продолжавший Канта в смысле психологического эмпиризма.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Эти ученые, пытавшиеся более точно установить физиологию гения, пришли путем самого тщательного анализа фактов к тем же заключениям, какие высказал более ста лет тому назад, скорее на основании опыта, чем строгих наблюдений, один итальянский иезуит, Беттинелли, в своей, теперь уже совершенно забытой, книге Dell'entusiasmo nelle belle arti. Милан, 1769.

На помощь исследователям пришла наука: доказано, по всяческим физиологическим признакам, что сходство между помешанными и гениальными существует. Мыслителям наравне с помешанными свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду. Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней и повреждений головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабиль-он, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем вследствие полученной им раны в голову.

Ещё более изумительные аналогии вывел Ломброзо. Например, что седина, облысение, худоба, плохая мускульная и половая деятельность чаще всего встречаются у великих мыслителей и у безумцев.

Страницы: 1 2

Материалы по теме: