Итак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.
Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.
[2] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 24 с.
[3] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
[4] Там же
[5] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
[6] Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.
[7] Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
[8] Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с.
[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.
[10] Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975-212 с.
[11] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.
[12] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.
[13] Смелзер Н. Социология. М., 1994- 134 с.
Материалы по теме:
Характеристика личности манипулятора и манипулируемого. Причины
формирования манипуляторского типа личности
Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других и по подверженности психологическому влиянию.
Впервые идея о существовании манипуляторского типа личности была изложена философом и со ...
Влияние различных
видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающ ...
Особенности развития слухоречевой памяти
дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходя ...
Главные разделы